Лучший бомбардир «Ротора» Денис Клюев проведет отпуск в гостях у родных в знаменитом райцентре
Один из ключевых игроков нынешнего «Ротора» Денис Клюев (на фото с мячом) является воспитанником волгоградского клуба. Но поиграть после окончания интерната в высшей лиге футболист не успел. Зато с дублем «сине-голубых» в 2001 году стал чемпионом страны, а в 2005-м не бросил клуб в тяжелой ситуации, проведя сезон во второй лиге. Вернулся Клюев в Волгоград этим летом, чтобы в очередной раз помочь «Ротору» преодолеть тяжелые времена.
– Я считаю, что нынешнее шестое место – это достойный результат, хотя еще не верхушка айсберга, – начал разговор Денис. – Команда была собрана перед стартом первенства и поэтому продолжает формироваться. У «Ротора» огромный потенциал, который позволяет коллективу бороться за более высокие позиции в турнирной таблице. Мы заслуживаем большего и можем играть лучше.
– В последней домашней игре осени – с «Тереком-2» могли рассчитывать на победу?
– Очень обидная ничья. «Терек-2» хоть и создал несколько моментов, у нас их все же было больше, к сожалению, не смогли реализовать. Но не надо вешать нос, будем работать дальше. Только кровью и потом мы добьемся положительных результатов.
– Заключительный гостевой поединок в 2014 году «Ротор» проводил в Нальчике. Наверняка команда ехала побеждать «Спартак», но вмешались дополнительные факторы…
– Считаю, что игра была равной. Нам противостоял сильный соперник, который упирается в каждой встрече. Но ничего нового «красно-белые» не показали и ничем не удивили. Правильно вы отметили, что вмешался дополнительный фактор, повлиявший на результат. Пенальти были в обе стороны. Только спартаковцы получили право на 11-метровый, а мы нет. И Дима Коваленко на 93-й минуте забил чистейший гол, но его не засчитали. Нельзя сказать, что на протяжении всей встречи команда страдала из-за судьи, но им были приняты несколько решений, которые повлияли на исход матча. В футболе это называется результативными ошибками арбитра. За свою карьеру я не припомню, когда были такие ситуации, что на поле играли не только команды, но и судья. Однако не хочу все скидывать на арбитров, что было, то было.
– Действительно, давайте лучше поговорим о другом. Как начинался ваш путь в футболе?
– Я родился в поселке Никель Мурманской области. Моим первым тренером был Владимир Николаевич Моржохов, к которому я попал в семилетнем возрасте. Хочу сказать ему спасибо, он многое мне дал. Каждое лето я приезжал в Урюпинск к бабушке и дедушке и тренировался в команде «Энергия», где наставником был Валерий Семенович Сушко, которому я также очень благодарен. В 13-летнем возрасте мы с «Энергией» выиграли чемпионат области по своему возрасту, и меня пригласили в интернат «Ротор». Там я стал заниматься у заслуженного тренера России Петра Николаевича Орлова. Он был очень строгим, требовательным, в то же время справедливым специалистом. По окончании интерната оказался в дубле клуба, был на подходе в основную команду…
– Как решились в 13-летнем возрасте на переезд из Мурманска в Волгоград?
– Играть в «Роторе» – такой шанс я не мог упустить. А учитывая, что Урюпинск от Волгограда недалеко и родни там много, решиться на переезд было не страшно. Получается, что я полжизни здесь живу, могу смело называть себя волгоградцем. К тому же моя супруга Инна родом отсюда. 16 января у нас будет пятилетней юбилей семейной жизни. Растим двоих дочек. Старшая, Ева, которой два года и восемь месяцев, уже ходит в детский сад, а маленькой Майе только годик. Как говорится, пустил здесь корни.
– Денис, а могли бы стать не футболистом?
– Мог. В шесть лет мама отдала меня в бальные танцы, и я даже успешно участвовал в соревнованиях. На первенстве Мурманской области в паре с девочкой занял третье место, хотя в нас никто не верил. Но во дворе с ребятами я все время гонял мяч, и отец решил отдать меня в футбольную секцию. Скорее всего, папа объяснил маме, что бальные танцы – это не то (смеется).
– Переехав в Волгоград, вы застали времена, когда «Ротор» был на ведущих ролях в чемпионате России.
– Это был 1998 год. Я ходил на Центральный стадион смотреть на игру своих нынешних тренеров. Более того, старался посещать каждую тренировку на базе. Это была по-настоящему звездная команда. И кумиром был, конечно же, Олег Веретенников.
– Что можете вспомнить о роторовском интернате?
– Многое можно вспомнить. Но главное, что интернат отличался железной дисциплиной. Думаю, это был самый важный этап в становлении моей личности. Я очень рад, что учился в интернате «Ротора», он хорошо повлиял на меня.
– Говоря об интернате «Ротора», нельзя не спросить о его создателе Владимире Горюнове. Чем он вам запомнился?
– Могу сказать о нем только теплые слова. В те времена он был опекуном всех ребят, живущих в интернате. Всем известный его девиз «Все лучшее – детям» полностью ощутил на себе. Владимир Дмитриевич создавал для юных футболистов лучшие условия, отличным было питание. Да и сам по себе интернат был на хорошем счету в России, туда стремились со всей страны. Так, например, со мной тренировались сверстники из Беларуси, приезжали и с Дальнего Востока, и с Севера. География воспитанников в «Роторе» была очень обширной.
– Молодежная команда «Ротора» навсегда вошла в историю, выиграв под руководством Льва Иванова в 2001 году первый чемпионат России среди дублирующих команд.
– Да, эмоции после завоевания чемпионства были сумасшедшими, такое не забывается. Хотя в том сезоне я не часто выходил на поле, потому что мне было всего 16 лет. А спустя год мы стали третьими. У нашей команды был огромный потенциал, и коллектив сложился очень дружный. До сих пор поддерживаю отношения с Виктором Борисовым, Александром Деркачем, Сергеем Кудриным, Александром Белявским, Александром Супруном, Владом Александровым, Антоном Букоткиным, Иваном Трипольевым, Андреем Хохриным, Вячеславом Красниковым. Если кого-то забыл упомянуть, пусть не обижаются. Более того, Александр Деркач со своей супругой Екатериной являются крестными родителями моей старшей дочери Евы.
– С кем-нибудь из своего выпуска довелось затем выступать в одной команде?
– С Деркачем и Красниковым играл за костромское «Динамо», с Белявским – в ПФК «Дмитров».
– В течение карьеры вы поиграли в четырех из пяти зон второго дивизиона, наверняка в каждом первенстве своя специфика?
– Естественно. «Восток» отличается атлетизмом, на первый план выходят силовые качества футболиста. Что касается «Центра», то считаю, что это самая сильная зона, где мне удалось поиграть. Команды там ведут и тактическую борьбу, и борьбу на поле. На «Западе» в основном искусственные поля. Но дискомфорта от игры при минусовой температуре нет. Никогда не забуду, как в Мурманске проводили последний матч сезона-2012/2013, «Север» тогда принимал «Псков-747». Выпало очень много снега. Газон как смогли почистили: штрафные, центральный круг и периметр поля, а все остальное было заснежено. Пришлось что-то придумывать с бутсами, между шипами пластырь прикрепляли, и все равно было скользко. Тем не менее мы одержали минимальную победу, и было невероятно приятно потом зайти в душ и выпить чашку горячего чая с лимоном.
– В зоне «Восток» вы защищали цвета «Сахалина», который нынче сражается в ФНЛ. Чем запомнился тот период?
– Там как будто совершенно другая жизнь. Раз мы отправились на тройной выезд: Красноярск, Братск и Новокузнецк, и не были дома 20 дней. А когда вернулись на остров, уже лежал снег. В зоне «Восток» смешиваются климаты, поэтому играть очень необычно. Все команды передвигаются на самолетах, расстояния ведь большие. Но клубы имеют для этого солидные бюджеты. В бытовом плане в Южно-Сахалинске первое время было непривычно. Впервые там попробовал настоящего краба. Команду привезли на побережье Тихого океана, на стан, при нас краба поймали и тут же сварили. Это был незабываемый момент. Кухня на Дальнем Востоке специфическая, в основном морепродукты, но очень вкусно. В подарок родственникам привозил красную икру, покупал ее всего по 350 рублей за килограмм! И, конечно, на Сахалине природа просто невероятная: океан, озера...
– Денис, так сложилось, что вы играли только в командах второго дивизиона, почему не удалось подняться хотя бы на ступеньку выше?
– Мне кажется, что мой талант до конца не раскрылся. Чувствую в себе потенциал, и физически, и морально готов выступать в первой лиге. Надеюсь, что это вопрос времени, и когда-нибудь мне все же представится шанс поиграть на более высоком уровне. Но пока меня звали в основном в команды, которые борются за второе-третье места в зоне. В тех регионах, где я выступал, клубы не располагали мощной финансовой базой и траты первенства ФНЛ не потянули бы. В России получается так, что команды, вылетающие во второй дивизион, спустя сезон возвращаются обратно, а остальные варятся в своем котле, который, к сожалению, и меня поглотил (смеется). Но очень хочется выбраться из него.
– А если сейчас позовут в клуб ФНЛ?
– Я связан с «Ротором» контрактом. Но Олег Веретенников сказал, что в случае выгодного предложения клуб насильно игроков держать не будет. Про себя могу сказать, что из «Ротора» в другую команду второго дивизиона не перейду, только в ФНЛ.
– Вы следите за ходом событий в первой лиге?
– Обязательно. Но болею не за команды, а за ребят, которые воспитывались в интернате «Ротора». В «Газовике» играют Алексей Друзев и Сергей Бреев. Можно сказать, что я у них был старшим товарищем в «Роторе», потому что они 1987 года рождения. В «Енисее» выступает Константин Гарбуз. Да если подумать, то почти в каждой команде ФНЛ есть волгоградские воспитанники.
– А соревнования более крупного масштаба увлекают, за кого болеете?
– Любимой команды нет ни в мире, ни в России, хотя с детства симпатизировал ЦСКА. Но «армейцы» для меня всегда были на втором месте после «Ротора», это даже не обсуждается.
– То, что «красно-синих» возглавляет Леонид Слуцкий, добавляет стимула переживать за ЦСКА?
– С Леонидом Викторовичем я не знаком, но, наверное, могу считать себя его земляком. Поэтому переживаю за его команду, все-таки он начинал с детского тренера и дошел до Лиги чемпионов.
– Денис, когда вы выступали за «Север», в Мурманске образовалась, можно сказать, диаспора футболистов, поигравших в свое время в Волгограде.
– Это было большим плюсом для коллектива, для его сыгранности. И атмосфера была отличная. Но те люди, которые руководили клубом, не рассчитали финансовые возможности, и команда прекратила существование
– Что можете сказать о тренере Валерии Есипове?
– Было интересно поработать под его началом, как тренер он жесткий и требовательный, на первом месте у него физическая и функциональная готовность. Валерий Вячеславович сам обратился ко мне с предложением перейти в «Север». На тот момент я был свободным агентом, и когда появилась возможность поиграть на родине, с удовольствием ею воспользовался.
– Сейчас вы работаете под руководством Веретенникова и Ко – все настоящие роторовцы.
– Наш тренерский штаб молодой и, считаю, очень перспективный. Все тренеры – серьезные личности, победители в душе, которые всегда хотят добиваться успеха. Этим они вселяют уверенность в игроков, Работать под их руководством – одно удовольствие. Большое спасибо Олегу Александровичу, ведь он дал мне новый шанс проявить себя в Волгограде.
– Один из таких шансов уже был в 2009 году, когда вы пришли в только-только образовавшийся ФК «Волгоград».
– Я тогда уже отправился на предсезонный сбор с клубом «Губкин», выступавшим в зоне «Центр» второго дивизиона. В то же время в Волгограде Лев Викторович Иванов, под руководством которого я еще выступал в роторовском дубле, стал набирать новую команду. ФК «Волгоград» провел прекрасный сезон, а я очень рад, что удалось поиграть бок о бок со своим нынешним наставником. Кстати, у Иванова я потом был в «Зените». Приглашений выступать за его команды никогда не отвергал. Он все знает обо мне как игроке и хорошо ко мне относится.
– После выхода в ФНЛ «Волгограда», переименованного уже в «Ротор», почему не остались в команде?
– Я поехал на первый сбор, но, к сожалению, заболел гайморитом, была высокая температура. Пока восстанавливался, под первую лигу стала строиться новая команда. Так получилось, что по объективным причинам места в клубе мне не нашлось. Но такова жизнь футболиста, я пошел дальше. Перешел в костромское «Динамо», потом были «Сахалин», рязанская «Звезда» и «Зенит» из Пензы. А этим летом вновь позвали в «Ротор». Не пойти домой нельзя. Я без раздумий решил вернуться в клуб, у которого наступили не лучшие времена. Финансовый вопрос для меня не так важен, как играть дома. Когда рядом семья, есть тыл за спиной, я могу многое.
Денис вместе женой Инной и дочками Майей и Евой
– Практикуются ли сейчас в команде совместные посещения каких-либо мероприятий, кафе? Раньше «Ротор» этим славился.
– Я бы назвал это сплочением коллектива. Конечно, такая традиция есть, причем правильно отметили, она очень давняя. Без неформального общения, совместных посиделок невозможно построить дружную команду.
– В «Роторе» проблемы с экипировкой, вам приходится выступать в футболках с другими фамилиями…
– На это я не обращаю внимания. Лишь когда выбирали номера, понравился 88-й, вообще люблю двузначные номера. И самое главное, что футболка была по размеру (смеется).
– А вы знакомы с Ильей Зининым, который до вас играл под 88-м номером?
– Нет, но довелось несколько раз соперничать. В зоне «Запад» он играл за владимирское «Торпедо», а я в 2008 году выступал за «Дмитров», в 2010-м – за «Динамо» из Костромы. В четырех играх точно друг другу противостояли.
– Верите ли в приметы?
– Нет, я не суеверный. Неважно даже, какие у меня бутсы. Не они играют в футбол.
– Фанаты «Ротора» очень активно используют Интернет для обсуждения выступлений команды. Посещаете форумы болельщиков?
– Конечно, очень интересно, что думает болельщик. Смотрю комментарии и на официальном сайте клуба. Мнение каждого нужно учитывать.
– А сами пользуетесь соцсетями?
– Зарегистрирован в ВКонтакте, переписываюсь там со всеми мурманскими одноклассниками. Когда вернулся в Волгоград, стали писать болельщики «Ротора». В основном высказывают слова поддержки, сообщений с критикой пока не было.
– В «Роторе» вы больше играете на позиции левого полузащитника, хотя иногда меняетесь флангами с Иваном Герасимовым. В каком амплуа вам наиболее комфортно?
– Могу без проблем играть и слева, и справа, а также в центре под нападающим. В «Роторе» нет строгого разделения на амплуа, есть группа обороны и группа атаки. Играющие впереди, имеют право во время матча меняться позициями.
– В первенстве наступил перерыв, отпуск уже спланировали?
– Поеду с супругой и детьми в Урюпинск к родителям на две недели. А потом вернусь в Волгоград. Я вообще люблю отдыхать в кругу семьи.
Эдуард Пальгунов
|