– Итоги чемпионата Европы для сборной России безрадостные, – констатировал Евгений Трефилов в интервью корреспонденту агентства спортивной информации «Весь спорт» Екатерине Бисенковой. – Мы не смогли выйти из подгруппы, это неудача. Конечно, будем делать из выступления выводы. Но выводы должны делать не только мы, тренеры сборной. Должен быть пересмотрен чемпионат России, отношение к национальной команде клубных тренеров и всех остальных. Нынешний чемпионат Европы показал, что мы отстали от всех европейских и мировых тенденций. Это мое впечатление. Некоторых наших игроков приглашают в зарубежные клубы, но в Венгрии мы увидели, что практически все они не тянут. Я благодарен возрастным спортсменкам, которых попросил сыграть за команду. Разница в мастерстве с другими девушками – огромная. Что мы можем говорить, если Ирина Близнова, родив второго ребенка, практически не тренируясь, становится лидером нашей команды?
– Выходит, смена поколений в российском гандболе получилась не очень удачной?
– Смена поколений у нас произошла сразу после Олимпиады в Пекине. После этого мы заняли третье место на чемпионате Европы и стали чемпионами мира – и все закричали: «Ура!» Но у каждого игрока свой потолок. В тот период получился хороший конгломерат молодых и опытных спортсменок, и команда выстрелила. Но из той молодежи не получилось лидеров, все выросли в достаточно средних игроков, а в сборной должны быть звездочки. Последний удачный год для сборной России – 2009-й. Я тогда дал добро на присвоение звания «мастер спорта» шестерым гандболисткам, но впоследствии практически никто из них не смог стать лидером. Если посмотреть на результаты той сборной, их лучшие результаты – 8–9-е места. Я ни в коем случае не хочу оправдываться, просто пытаюсь проанализировать, что произошло. Сейчас говорят: Трефилов мог бы взять кого-то другого, одни советуют сделать ставку на молодых, другие – на опытных. Но я хочу обратить внимание на другое: три дня сборов перед чемпионатом Европы – это несерьезно, для подготовки к важнейшему старту сезона это ничто. И когда на площадке находятся Ирина Близнова, Марина Сидорова, Екатерина Маренникова – с ними проблем нет, а как только выпускаешь молодых – сразу начинаются трудности.
– Неужели проблему с продолжительностью сборов для национальной команды не способна решить Федерация гандбола РФ?
– Федерация должна тщательно проработать этот вопрос. Потому что впереди нам предстоит похожая ситуация: чемпионат России завершается 29 мая, а уже 4 июня нам надо сыграть первый матч отборочного турнира на чемпионат мира. Если наша команда попадет в одну группу с сильными соперниками (жеребьевки еще не было) – как сможем достойно подготовиться к важным играм?! Сейчас необходимо пересматривать календарь чемпионата России, отношение к играм, их количество, судейство – в общем, почти все компоненты. Если не пересмотрим, ничего не изменим, будем также продолжать надеяться на чудо, что сможем выстрелить. Но чудес, как правило, не бывает. Проблем много, и их необходимо решать. Ведь с ними столкнется любой тренер, который придет в команду. Мы не должны уходить от проблем, это может плохо кончиться. Сейчас мы идем по стопам мужского гандбола. Многие говорят, что надо поставить датского специалиста. Но мы уже имели иностранца – хорвата. И после его отъезда остались те же грабли и та же пустота.
– Зимой у национальной команды запланированы сборы?
– В марте нам выделили неделю для учебно-тренировочного сбора. Но что такое неделя для сегодняшней команды, в которой полный раздрай?! Надо пересмотреть игроков по позициям. Если решим делать ставку на возрастных игроков, на каждую позицию все равно к ним необходимо иметь двух–трех человек для стабилизации. Если будем делать ставку на молодых, надо закусить губу и ждать. В командных видах спорта победы просто так не приходят – необходима сыгранность. Но ведь мнений очень много, каждый пытается сказать свое. Я всегда предлагаю: бери костюм, поехали со мной на тренировку, но теперь ты также будешь нести ответственность за результат. И пока дальше разговоров не идет.
– А вы видите, как вернуть сборной России прежние позиции?
– Должны работать все. Если у нас будет четыре–пять сильных клубов, это очень хорошо. Тогда национальный чемпионат получится достаточно насыщенным. Но и сборы должны быть более длительными, чтобы добиться сыгранности. Или надо формировать в чемпионате России одну сильную команду – базовую для национальной сборной. Тогда девочки будут сыгрываться по ходу клубного сезона. И перед главными стартами нам хватит той самой недели, чтобы внедрить в стиль и схемы нескольких игроков. Третьего варианта нет. Сейчас мы собираем три-четыре человека из каждой команды, без сборов везем на турниры. У девочек нет взаимопонимания, поэтому нет результатов. Мне говорят: команды Норвегии, Дании собираются за три-четыре дня до старта и показывают хорошую игру. Но это не так! К чемпионатам Европы и мира все готовятся долго. Француженки вообще постоянно на сборах, они используют советскую систему подготовки. Состояние нашего женского гандбола неутешительно. И в этой ситуации от главного тренера сборной зависит не очень многое. Ведь работал тот же Виталий Крохин – более толерантный, мягкий, чем я. Меня считают жестким тренером, хотя я просто требую что положено. И в обоих случаях – неудача.
– Что-то удивило на чемпионате Европы?
– Судейство. В России такого судейства нет. На чемпионате Европы матчи судили по новым правилам, вопрос в том, почему у нас в стране до сих пор судят по старым? Это очень странная ситуация. И когда наших девушек наказывали, они не понимали – за что. Даже в этом вопросе мы отстали!
– На чемпионате Европы разыгрывалась одна путевка на Олимпийские игры-2016, Как дальше будет проходить отбор в Рио-де-Жанейро? И какие у нас шансы отобраться?
Думаю, на Олимпийские игры мы попадем – в крайнем случае прорвемся в Рио через отборочный турнир. Но не хочется действовать по олимпийскому принципу «Главное не победа, а участие». Сейчас мы приехали на чемпионат Европы, проиграли и уехали. Точно так же может произойти и на чемпионате мира и затем на Играх. Хочется не прозябать, хочется, как и раньше, диктовать наши условия игры. Испанки, обыграв нас, сказали, что победили великую команду. Но от нашей великой сборной остались одни головешки, ее уже нет. Сейчас, выходя на матч с любым соперником, мы переживаем за результат. Сборная Польши никогда не была сильна, но сейчас выступает на чемпионате Европы. А почему? Да потому, что поляки берут игроков из молодежного состава, готовят их – и получают результат. Так раньше работали и мы. Раньше нам удавалось создавать хорошую команду, потому что молодые, талантливые игроки постоянно находились на сборах, работали вместе. Сейчас можем надеяться только на опытных, возрастных игроков. А вот молодежь сейчас не та. Одна спортсменка сказала мне, что устала уже после разминки. Но мы все равно будем искать талантливых, работоспособных, ответственных игроков – достойных представлять страну на международной арене.
|